1.Когда на свет рождается ребёнок, его родители и другие близкие родственники исполняются великого оптимизма и энтузиазма. Они радуются продолжению своего рода, переживают причастность к тайне рождения, понимают, что впереди у ребёнка вся жизнь и сейчас она потенциально совершенна. Кажется, что можно избежать ошибок, которые совершали они, можно не потерять время, не упустить шансы. Родители стараются всё делать правильно, чтобы ребёнок развивался по максимуму, с запасом. Они хотят, чтобы его личность формировалась гармонично, чтоб их ребёнок добился в жизни успеха и был счастлив. На этой стадии верить в ребёнка легко.
2.Проходят годы. Мы видим ограничения ребёнка, его проблемы. Чувствуем время от времени разочарование. Но при этом уже понимаем каковы задатки ребёнка и в какой деятельности он может быть успешен. Мы делаем ставку на это, а также надеемся, что у ребёнка спонтанно проявится интерес к какой-либо деятельности, что-то вдруг «появится и пойдёт», сработают какие-либо благоприятные обстоятельства. Наш энтузиазм по-прежнему велик.
3.Проходят ещё годы. На каком-то этапе нам становится ясно, что наш ребёнок не станет чемпионом, лауреатом, лидером и т. п. Мы видим, где у него будут проблемы, например, в общении с противоположным полом или в доверии к людям, или в преодолении сложностей, или в умении прощать и уступать. При этом понимаем, что уже многое упустили, проглядели и наши ошибки влияют на жизнь ребёнка. Мы видим, что передали детям свои неврозы, свой перфекционизм. Мы понимаем, что многое упущено и делалось с ошибками и бьёмся, чтоб успеть сформировать, привить, научить, вбить в голову. Мы утешаем себя, говорим, главное, чтоб был хорошим человеком, мог заработать на хлеб с маслом. Верить в ребёнка становится трудней. Он становится ещё одним нашим разочарованием. Часто в этой ситуации родители уже имеют испорченные отношения с ребёнком, а также обиду на него, ведь он не компенсировал их чувство недостаточности, а на это надеялись.
4.И вот про кого-то, кто был любим, подавал надежды и подарил великую радость своим появлением на свет, говорят: «Он никем не стал». Что это может значить? Всё, что угодно: спился, растратил молодые годы, возможности и силы, получил по глупости увечье, судимость, психиатрический диагноз и т. д. В чём ошибка? Может на каком-то этапе развития ребёнка не приняли? Может не поддержали в трудной ситуации, и он потерял веру в людей? Вероятно, его вовремя чему-то не научили, не направили, не увидели в нём личность с её индивидуальными потребностями.
5.И всё же любой человек, пока живёт, имеет шансы на успех. Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, личность развивается от рождения до смерти и, хотя наиболее благоприятными годами для самоопределения и выбора являются юношеские и молодые годы, шансы сохраняются пока человек жив.
Человек имеет опыт неудач и падений, проигрыша в конкурентной борьбе, его отравляет чувство разочарования и бессилия, неверия в себя. Нужна ли ему теперь вера в него близких людей?
Для того, чтобы идти по пути и преодолевать преграды, расти как личность, выполнять свою миссию на земле человеку надо немного, надо чтобы в него верил хотя бы один близкий человек.
Есть упрямцы, готовые идти вперёд наперекор всему миру, они сами являются этим человеком. Но как показывает жизнь, чаще человека вдохновляет и поддерживает кто-то другой.
Что же это такое – вера в человека. В первую очередь это живая энергия, которую он почувствует в вашем взгляде, услышит в ваших словах. Это не упрямое «ты сможешь», не модное «у тебя получится», а любящее желание жить и быть личностью, перенесённое на ребёнка, творческое и трезвое, внимательно отбирающее ресурсы и возможности. Её нельзя сымитировать, она должна быть. Неважно сколько лет вашему ребёнку, один, пятнадцать или тридцать. Пускай не в словах, а в любящем взгляде близкого он услышит: Ты сможешь. Потому что ты человек и твой потенциал велик.
Пусть ты часто слышал уничтожающие оценки, был отравлен ядом людской ненависти и презрения, ты остаёшься моим ребёнком.
Нельзя ставить крест на человеке.
Поддерживающим человеком может быть друг. Но горько для родителя сознавать, что не он удержал своё дитя от отчаяния, не он влил в него силы бороться за своё счастье, что потеряно доверие и любовь и не выполнена духовная часть миссии родителя.
Современная жизнь предъявляет к человеку много новых требований, которые ранее не были актуальны или даже известны.
Надо быть готовым к тому, что через десять-пятнадцать лет мы окажемся в совершенно неожиданных условиях. Новая жизнь. Новые профессии. Новые технологии и соблазны. Люди ошибаются. Это неизбежно, как неизбежно мы должны всю жизнь учиться, меняться, бороться.
Будем осознавать свою ответственность за судьбу детей и помнить поговорку: "Оттого молодец с лошади свалился, что мать криво посадила”. Будем сохранять верность своим детям.